пятница, 24 августа 2018 г.

КЛЯТВА ВЕРУЮЩЕГО


О ВЕРЕ
ВЕРУЮ В БОГА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ МОСКВЫ 2019
     Много лет тому обратно я отдыхал по бесплатной путёвке в профсоюзном санатории «ХМЕЛЬНИК», это на Винничине. А там на развилке улиц расположился аккуратненький, как-то необыкновенно ласкавый КОСТЁЛ. Это был второй храм, который я посетил после КОСТЁЛА детских лет в городе Лида. Первым был КОСТЁЛ в Одессе. А это был второй. Просто в местах моего пребывания КОСТЁЛОВ небыло, только ЦЕРКВИ. И вот посещение этого храма, с какой-то тёплой атмосферой, приятным настоятелем и его простой и доходчивой проповедью, что-то расшевелило во мне, что-то во мне взбродило. Домой из Хмельника ехал через Киев, поезд в Мариуполь шёл вечером, а автобус меня из Хмельника привёз рано утром. Вот тут я уже серьёзно решил узнать – кто опекает католиков Мариуполя? Нашёл Николаевский костёл, а на службу уже опоздал. Но меня сердечно принял монах в одеждах коричневого цвета. Повёл меня куда-то на возвышение, дал мне книжечку «ЧТО КАЖДЫЙ КАТОЛИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ», взял РОЗАРИЙ, освятил его и подал мне. Моё брожение получило новое продолжение.
     – РОЗАРИЙ от поляка монаха в коричневом облачении с тех пор постоянно со мной. И вот как-то постепенно, понемножку читая эту маленькую книжечку, и не один раз перечитывая отдельные абзацы, я выучил все молитвы РОЗАРИЯ и, насколько полно не знаю, осмыслил КАТЕХИЗИС. Теперь каждый день по дороге на работу, а ходил пешком около трёх километров, читал записанный текст, а потом уже и наизусть СИМВОЛ ВЕРЫ – Credo in Deum:

     Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
     И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого несотворённого, единосущного Отцу, через которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, И ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.
     И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков.
     И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь.
     Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

     И, скажу я вам, религия меня очень заинтересовала. Хотелось докопаться, почему мне так хочется овладеть, познать азы, основы веры. Да и вообще роль религии в жизни человека, да и моей тоже.
     Приходили мгновениями мысли, что верующему человеку легче жить с Богом и умереть с надеждой на продолжение жизни ТАМ. Не верующий человек умирает, и всё, всё закончено; а верующий человек искренне верит, что жизнь земная – это короткий миг, что его ждёт вечность, что он воссоединится со своими любимыми, с родителями и близкими людьми. А значит, что верующему человеку, в каком-то смысле, легче жить в этом бушующем мире.

     Потом в Роман-газета прочитал «СЕМИОН ГОРДЫЙ» Дмитрия Балашова. И вот там о Сергии Радонежском:
     « – Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и не видимым… – читал наизусть Сергий, слушая, как отчетисто отдаются под сводами просторного шатрового рубленого храма древние, утвержденные святыми соборами слова.
     – И во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша…

За каждое из этих слов велась вековая борьба, пролиты потоки крови, споры на святых соборах доходили до драк. «Единосущным» или «подобосущным» называть Спасителя?  «В Духа Святого… – иже от Отца исходящего,» или «от Отца и Сына», как говорят латиняне? Сколько пройдено ступеней, пока утвержденный Никейским и Халкидонским соборами Символ веры принял его нынешний вид, связав христианство с поздней античной философией и отмежевав от враждебного ему иудаизма, а православный Восток отделивши от католического Запада!

– Нас ради человек и нашего ради спасения, – отчетисто произносит Сергий (и торжественность минуты возрастает с каждым речением), – сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшаяся. («Да, да! Именно так! И все еретики будут как бешеные псы кидаться на это утверждение соборных отцов, то сомневаясь, как Арий, в божественной природе Спасителя, то, как монофизиты, отвергая человеческое естество Христа. Меж тем и весь-то зримый мир, пронизанный божественными энергиями, разве не постоянно творимое у нас на глазах двуединое чудо? Чудо, которое создано предвечной любовью, а не силою зла, как утверждают манихеи, и не бесстрастным разумом, «нусом» неоплатоников»).

– Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. («Да, страдал! Именно страдал и мучился и молил: «Да минет меня чаша сия!» – как и всякий смертный; и в том, в земных страстях, в страдании Спасителя, – надежда всех тех, за кого отдал он свою земную жизнь, всех христиан».)

– И воскресшего в третий день по Писанием («Не о чуде ли воскресения Христова больше всего идет великая пря христиан с иудеями и невегласами?»)

– И восшедшего на небеса, и седяша одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца!

Сергий приостанавливается и молча глядит в алтарь. Волынский епископ Афанасий, вздрогнув, не враз понимает, что посвящаемый отнюдь не забыл Символа веры, а попросту хочет отделить основную часть от дополнения, возникшего после споров о триедином существе Божества. (Триедином и нераздельном, что окончательно отделило христиан от иудеев, как и от позже явившихся мусульман.)

– И в Духа Святого, Господа, Животворящего, – с силою продолжает Сергий, – иже от Отца исходящего, иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину святую соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь!

После литургии Афанасий зазвал новопоставленного игумена к себе. Духовная беседа их была кратка, ибо волынский епископ, присмотрясь наконец к Сергию, начал понимать, вернее – ощущать незримый ток энергий, исходящий от этого удивительного монаха на окружающих.

– Что мне рещи тебе, брате? – вымолвил он, заключая беседу. – Мню, великую пользу возможешь ты принести людям, окрест сущим, да и всему княжению владимирскому! Трудись! Сам Господь… да и владыко Алексий ходатайствуют за тебя!».

     Интересно ведь, правда.  Откровенно если, на счёт христианского мировозрения, очень многое в христианстве, абсолютно неоспоримо и важно – кто мы такие, люди, как мы должны себя вести. В коммунистическое учение много оттуда взято, очень много. Другое дело, что ничего не исполнено.

Положил рядом всё вот это –

Как же всё правильно. Почему же мы так не живём?


ССЫЛКИ К СТРАНИЧКЕ «О ВЕРЕ»:

Комментариев нет:

Отправить комментарий