воскресенье, 9 сентября 2018 г.

ЗОЛУШКА ЛОШАДИНОГО МИРА

  БЫЛ КОНЮХОМ ОТЕЦ МОЙ
У деда Петруся было четыре дочки и сын, один - и тот конюх.

     Но настоящим конюхом был отец мой! У него лошади сами запрягались. Я пока лошадь выведу, пока её заведу в оглобли -  замучаюсь. А отец только шепнёт ей что-то на ушко, ещё в конюшне, а она уже сама вышла во двор и зашла в оглобли и ждёт, чтоб ей хомут надевали.
     Кто такой конюх – это работник, ухаживающий за лошадьми. Но вот что интересно. Из всех специалистов конного мира, конюх – это «самый любимый» человек лошади. Он и чистит лошадь, и кормит её, и поит, и совершенно ничего не требует. Да он выгребает навоз за лошадьми. Но он и лечит лошадь. Он и следит, чтобы лошадь воспроизводила потомство. И прочее, и прочее, и прочее. Этакая «золушка» лошадиного мира.

     Ну так вот, тогда я прошёл курс молодого интеллигента. Смешно сказать – конющня, лошади, навоз и интеллигенство. А вот не скажи! Интеллигент (лат. Intellegēns - сведущий, понимающий, знающий) – человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления.  А заповеди этого курса – они христианские, они никак не новые. Это всё из детства, от бабушки Брони, которая меня опекала после гибелм мамы, от дедушки Петруся. Да и от отца моего, конюха, почти всегда пахнущего приятным необычным лошадиным духом. Мир живых существ, а особенно лошадиный мир, никакого обмана и фольши не приемлет. На ласку – лаской отвечает, на злобу с его стороны ты обязан лаской ответить, успокоить.

     В автобиографии писал:
     – Мой отец – коневод. Предки наши занимались выращиванием древней породы лошадей – вороных ДРЫКГАНТОВ. В те далёкие времена приехали поляки на просторы Великого Княжества Литовского в поисках счастья и лучшей доли. А среди них и горстка моих пра-прадедов, поляков–коневодов, потомственных шляхтичей, переселилась на берега Вихры, Сожа и Днепра, княжества Мстиславского.
     ДРЫКГАНТЫ – это вымершая беларусско-польская порода коней, иноходцев белой, редко вороной масти, в полосы и пятна как у леопардов, храп розовый. Я таких лошадей где-то видел. Главное, розовый храп запомнился, и пятна по белому. Может во сне, после дедушкиных рассказов о дрыкгантах и ливонских клепперах. Дрыкгантом ещё по старинке называют жеребца-производителя, вожака в табуне.
     На просторах Беларуси выращивали лошадей всяких разных пород. Были нужны воинам легкие на лёт, бешеные кони – на тебе воин дрыкганта. Появилась пушка – вот тебе тяжеловоз. А мстиславщина искон являлась развитым сельскохозяйственным районом, специализирующимся на выращивании льна. Предшественниками же льна – клевер и овёс, прекрасный корм лошадиный. Славилась мстиславщина и своими садами.
     В меру заболоченные берега Вихры, прекрасные луга для пастбищ, сухие равнинные пространства, необходимые для развитого табунного коневодства, сельскохозяйственные угодья, благоприятствовали выращиванию лошадей.
     В местечке Лютня, что у Мстиславля, издавна разводили чистокровных красавцев тяжеловозов. Вот поэтому в 1935 году здесь построили конезавод. Для нужд Красной Армии были востребованы именно здешние кони–силачи, богатыри. Рабочим этого конезавода и был мой отец.
   О силачах сегодня прочитайте О чем грустят богатыри.

Чтоб изюминку в рассказ добавить, нарисую маленькую картинку из жизни своей. Мне уже было пожалуй двенадцать лет. Зовет меня отец в помошники. Воду нужно будет подносить. Ведро полегче взял, отец вывел кобылку нашу и мы пошли.

СЛУЧКА
Если к кобылке пришла охота, то конюху нельзя прозевать самый важный момент и привести её к жеребцу-ковалеру. Нужно хвост кобылицы забинтовать, чтобы он не мешал во время садки жеребца. Половые органы у животных перед случкой помыть теплой водой. Затем на кобылку надевают специальную случную шлейку, чтобы она не могла лягнуть осеменителя во время случки.
      Жеребец во время садки должен оставаться на кобыле достаточно долго– до полного извержения семени. Об этом говорит движение его хвоста сверху вниз.

     Моя работа – подносить воду. Недалеко был колодец, а у колодца стояло большущее деревянное корыто, с подогретой солнышком, водой. Вот я и ту воду таскал, а отец просто обливал нужные места у животных, пока не получил команду – хватит.

Ну как тут не вспомнить тот давний анекдот –
Учительница спрашивает у Вовочки:
     - Сидоров, почему ты вчера не был в школе?
     - Корову к быку водил.
     - А почему не отец, что он не мог?
     - Папа мог, но бык же лучше!

ССЫЛКИ К СТРАНИЧКЕ «ВСЁ ОБО МНЕ»:

Комментариев нет:

Отправить комментарий