понедельник, 1 октября 2018 г.

КАЗИМИР – МОЙ БРАТ

БРАТ МОЙ СТАРШИЙ
     Родился 4 марта, а это день Святого Казимира – покровителя Польши и Литвы. Вот дитя и назвали Казимиром. Но что забавно, с польского переводится это словосочетание как «НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ». А вот в жизни этого я не наблюдал. По моим соображениям правильно будет принять перевод с древнеславянского языка. Имя ведь славянское, и переводится как – «ЖАЖДУЩИЙ МИРА», «примиряющий», «проповедующий мир» или «миротворец».

БАБА БРОНЯ, КАЗИК НА РУКАХ У МАМЫ
     Шла Война, на дворе сентябрь 1943, полицай убивает маму, мы остаёмся с бабушкой. Как только освободили Мстиславль, Казик поступил в ФЗО и стал работать монтёром телефонных сетей. Шестнадцати-летний пацан, с винтовкой за спиной, ходил вдоль телефонных линий – столбов с массой гудящих проводов, проверяя их целостность. Лес, болота, волки и недобрые люди – всяко бывало. А для меня он тогда уже давал первые уроки курса молодого интеллигента – эти христианские истины жизни.

     Пришло время в армию идтить, а он уже почти готовый солдат. В пехоту его определили, на младшего командира послали учиться в Минск, Уручье. За отличную службу отпуском наградили. Мне привёз первую в те годы шатиковую ручку.
     Демобилизовавшись приехал к нам в Лиду. Образование 4 класса да ФЗО на монтёра телефонных линий. Сразу пошёл в школу. Директор вечерней школы, учтя его учёбу в ФЗО и на командирских курсах в Армии допустила к сдаче экзаменов за 5-тый и 6-той  классы экстерном. За несколько месяцев подготовился, ночами не спал. Успешно сдал и, как и я, учился уже в 7 классе. Работал монтёром, тяжёлая работа его была. А вечером бежал в школу.

     Однажды, мы с ним вместе, в воскресенье, учим уроки. Мне приспичело в туалет. Уборная за сараем. Зачем-то, и сейчас вот не знаю зачем, я сделал самокрутку из опавших листьев и закурил. Ведь не курил я, и друзья мои не курили. А тут бесовскую дурь сотворил. Да и не курил, а только попробовал разжечь самокрутку, в рот дым втянул и поняв какая это гадость, выбросил. Но дымом же напитался. Ну и вот, захожу в дом, сел за стол, а Казимир, брат мой, он же не курящий, сразу эту смердятину учуял – ну и меня отлупил ремушком. Ну и спасибо ему. Отец меня побивал частенько, а брат единственный раз.

      Пришла весна 1953 года, Казимир, по приглашению сослуживца, поехал работать в Павлоград, на Украину. А вскорости перетянул туда и нас. Сам устроился начальником караула военизированной охраны, а отца взяли конюхом на заводском хоздворе. Мои проблемы со школой тоже были на плечах брата.

     Времена были тяжёлые. Помню, что какими-то правдами раздобыли мешок просяной крупы. Так у нас и суп просяной был, и каша из просо. Потом, потихоньку наладилось. Но отец никак не мог смириться с создавшимся положение. Жили в конуре барака, перспективы получить квартиру никакой, заработок маленький. И он, помаявшись, уехал снова в Беларусь, в Оршу. А меня Казимир оставил с собой, в Павлограде.
     В скорости у Казика нарисовалась красивая девчёнка-хохлушечка. Евдокия Семёновна, хоть и молоденькая, но уже была каким-то маленьким начальником на заводе. Как только они поженились, ей сразу дали квартирку в финском домике. Не весть какая квартирка, но всё же не барак. Здесь и комната и кухня. А удобства все, конечно же на улице.
     Дуся мне сразу стала и сестрой и мамой. Доброй души человек!
     1954 год, май месяц – сданы последние экзамены за 8-ой класс СШ №6 города Павлограда. Дуся у себя на заводе взяла мне путёвку в пионерский лагерь. Это было для меня великим подарком. Я никогда не отдыхал в пионерлагере. Это был для меня первый и повледний раз. Прекрасная кормёжка, кружок фотографии и авиамодельный, дружный коллектив ребят и девчёнок в отряде. Красота!
     Но жизнь диктует своё, «её ты ни на миг не остановишь».  У брата свои планы на жизнь, я ему обуза. Да и большой я уже. Хоть и росточком мал. Скоро шестнадцать. можно и на завод, к станку.А тут  брату попалась на глаза газета местная с объявлениями о приёме на учёбу в техникумы Днепропетровска.
   Газет у нас своих небыло. Вечерами ходили гулять в парк поселка заводского. И там он всегда читал свежие газеты. На стендах, вдоль центральных аллей парка стенды эти стояли, и центральрые газеты вывешивались, и местные.
   Ну так вот. Я о своей дальнейшей судьбе даже ни капельки не думал. А у него, брата моего, на шее я хомутом вишу. Ему-то мою дальнейшую судьбу надо как-то решать. Пока был один вариарт –  учеником к станку, на завод. А тут это объявление. Оно ему так понравилось. Подозвал меня. Стали читать вместе. Техникум строительный, тут все понятно. А специальность загадочно-привленательная для нас пацанов посути – «Изготовление и монтаж стальных конструкций». Я сразу согласился. И всё закрутилось. Подготовка документов. Всякие там справки, копии, фотокрафии. Отослали в Днепропетровск документы. Получили вызов на экзамены и я поехал. Успешно сдал экзамены и меня приняли!

     Потом у брата была своя жизнь с Дусей. Они и на целинных землях Казахстана поработали, и в родное село Дусино вернулись. Колхоз-миллионер «Украина» их хорошо принял. Казик на трактор сел, Дуся бухгалтером в контору, дом начали строить. Вот тут и я перед ними снова нарисовался. Ещё же в техникуме не закончил учиться. Гляди какую картошину дадут, а и кусочек сала от себя оторвут – всё мне поддержка. Спасибо им! А у них своих деток аист начал приносить.
     У них в колхозе и я, во время каникул, грузчиком на машине работал. Силос возили от комбайнов на ферму в силосные ямы, арбузы с баштана на ж/д станцию Павлоград, в вагоны там загружали. Зерно из под комбайнов на ток тоже возили. Да всё возили, и коноплю на завод в Павлоградя. и овощи, и яблоки по магазинам в городах. Прекрасно заработал себе на одёжку и обувь. И тут Дуся за мной смотрела, как мама родная. В обиду никогда не давала.

ССЫЛКИ К СТРАНИЧКЕ «ВСЁ ОБО МНЕ»:

Комментариев нет:

Отправить комментарий