суббота, 24 ноября 2018 г.

БОКАРО ПРИВЕТСТВУЕТ НАС!


ИНДИЯ – ПЕРВЫЕ ЗНАКОМСТВА
Не сон ли это продолжается?
     Ну и вот, 27.04.1970 года полёт закончен мягкой посадкой и… ЗДРАВСТВУЙ ИНДИЯ!
     А 30 апреля 1970 года, состоялась первая наша поездка по строительной площадке завода. Сначала подъехали к главному офису, на ходу познакомились с командирами группы совспецов. И, не задерживаясь, поехали на стройку. После беглого знакомства с заводом, нас развезли по комплексам, где каждому быть. Меня уже ждали на комплексе Кислородно-конвертерного цеха. Приняли без духового оркестра, совершенно спокойно. Показали мой рабочий стол и уголок чай-клуба. Рассказали сколько заплатить вступительный взнос в чай-клуб и каков процесс чайной церемонии. А, уж потом показали где и как найти нужные мне чертежи проекта, и познакомили с моим первым заданием.

ИСТОРИЯ БОКАРО
     Сначала о нас, как о микровинтиках истории Бокаро. Ну да, микро. Но почему не сказать, что СОВЕТСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ внесли в великую стройку Индии свой вклад и знаний и сил. Первыми здесь были проектанты, а за ними и специалисты по подземным коммуникациям и дорогам.
     17 октября 1967 года в Бокаро приехала первая группа Советских специалистов и был вынут первый кубометр грунта. И по-тихоньку, по-маленьку всё закрутилось.

     Конечно же, всё закрутилось гораздо раньше. Когда Джавахарлал Неру запланировал построить первый swadeshi – сталеплавильный завод с помощью Советского Союза. Близость к углю, железной руде, марганцу и другому сырью предопределило выбор этого места. Раньше здесь была деревня под названием Maraphari, затерявшаяся глубоко в джунглях. Под строительство вырубили целый массив тропического леса. Участок джунлей остался недалеко от места нашего проживания. Мы туда ходили и встречали стайку обезьян. Они нас попугали, но всё же ушли в глубь леса. А шакалы, если бы не поселковые собаки, шастали бы и по дворам посёлка. Пёс по кличке «Рыжий» был хозяином положения. Хорошее ограждение вокруг Сектора, где мы жили, спасало и от шакалов, и от обезьян.

     24 января 1964 была создана государственного сектора компания с ограниченной ответственностью – Bokaro Steel Limited (BSL). Она и была нашим заказчиком, ей мы помогали, на неё мы работали.
     Первыми объектами были дома нового города Бокаро, а именно Сектора III и Лагерей I и II, чтобы  принять первых прибывающих на стройку. Без всяких перерывов были построены Сектора II, IX, IV и так далее. Эти работы индусы выполнялм сами, без нашей помощи. Советские специалисты занимались только заводом.
     Собственно заводская территория потеснила всех живших на ней аборигенов, сместив их за забор. А название у этого поселения, растянувшегося вдоль забора всего завода, так и осталось – Maraphari.  Каждый день, перемещаясь на работу и с работы, т.к. дорога на дальний край завода шла снаружи, у самого забора, мы наблюдали за жизнью Maraphari. Порой потрясающие картинки приходилось видеть. Сначала брала оторопь, но время лечит. Привыкли.

     Руководителем группы Советских специалистов у нас был начальник Комбината Кривбасстрой Иван Сергеевич Ероян. Строгий, но справедливый. Психолог был и строитель великий.
     Моими непосредственными руководителями были, сначала Босый Ввлерий Викторович из Макеевки, а потом, уже на комплексе «Склад сырых материалов и огнеупорное производство» – Романюк Евгений Петрович из Мариуполя.
Первые дни жизни в Бокаро,
первые впечатления.
     Для группы Советских специалистов был выделен и специально оборудован Сектор IV. Все дома двухэтажные, четырёхквартирные. Квартиру нам дали в хорошем месте, но на втором этаже. Кругом магазинчики наших постоянных бакшишников. Клуб рядом, а там уже хорошо собранная библиотека, бассейн, зимняя киноплощадка (летом, в жару, все мероприятия проводятся в клубе с кондиционером). Чуток подальше школа – четыре класса, наш старший сын Серёжа заканчивает 2-ой класс и осенью пойдёт в 3-ий. За школой уголок парка и спортивная площадка. В городки будем играть зимой.
     Квартира трёхкомнатная. Просторная гостиная и две спальни; кухня, душевая комната и туалет. Все обставлено очень скромно, но довольно мило, а главное – практично. Окна большие, постоянно закрытые пока работают кондиционеры, с установленными противомоскитными сетками, зимой будем открывать. В обеих спальнях хорошо работающие кондиционеры. Днем и ночью в жару температура в квартире держалась не более 29 градусов. Комфортно когда 25 градусов, такая температура как раз на нижнем этаже.

     Первый мой рабочий день в Бокаро – 30 Апреля 1970 года, Четверг. Проделали ошеломительную поездку на завод, познакомились со строительной площадкой. Голова трещит от увиденного. Эти настоящие горы вынутого, руками и на головах людских, грунта и готовые под монтаж металлоконструкций фундаменты. Да и ведущийся уже полным ходом, монтаж зданий цехов – всё это поражает! Стройка в разгаре. Честно скажу – а взгордился, что и я нужен этой великой стройке!
     Оформлялся я как специалист по монтажу металлоконструкций на высокопрочных болтах. И с самого первого дня этим занялся.
     Работаем мы с 8-30 до 12-00, потом едем обедать и спать, а после обеда работаем с 15-00 до 17-30.
     Первомай провели скромно, официальное торжественное собрание и концерт нашей самодеятельности. Все дни работали вместе с индусами. У них свои праздники, вот мы их будем праздновать.

     12 мая 1970 года.  Только что посмотрели американский фильм «Космонавт поневоле». Довольно не плохая кинокомедия. Почему-то в голове летает одно сравнение. Мы, командированные в Индию  RUSSIAN  SPECIALISTS, разнимся с космонавтом поневоле только тем, что мы летели, а он ехал на автобусе к цели. Все в СОЮЗЕ говорят: «Зачем едете? Лучше сидеть дома!». Но в тоже время завидуют. А близкие наши, радуются нашей поездке. Вот и отец тоже радуется. Как он, в душе, горд нашей поездкой. Что ни говори, а его сын в заграничье работает!
       15 мая 1970 года.   Организованно ездили в госпиталь “BSL” для принятия прививок от брюшного тифа.
       22 мая 1970 года.  
     Я познакомился с ещё одним контрактором. Забавный малый. Он дал мне новое прозвище – Whiskey. Я всем представляюсь как Крживицкий. И ему так себя назвал. Он переспросил, подумал и сказал –  Whiskey. O! Whiskey! It's easier! Так проще, понял я – и согласился. Так все три года я и прожил с этим именем.
     Изучаю чертежи, знакомлюсь с работой на площадке. Сегодня закончил выборку высокопрочных болтов по каждому узлу балок и блоков рабочей площадки на отметке 8.180. Составил красивую спецификацию. Начальник улыбнулся.
     Вот уже три дня как стало прохладнее. Было 42-45. Один день даде было 50 градусов. А теперь меньше сорока. Для организма довольно ощутимо, почти хорошо, когда 36-38. В комнате по-прежнему 29.

       25 мая 1970 года.   В III-ем (ТРЕТЬЕМ) секторе поселка BSL открывалась выставка цветов. На открытие выставки ожидается приезд главного министра штата Бихар. Нас, СОВСПЕЦЕВ, тоже пригласили.
       Все проходило в следующем порядке:
·      встречали нас, советских специалистов;
·      нас усадили;
·      потом довольно долго ожидали приезд главного министра;
·      встречали главного министра, усаживали его (столько нежностей);
·      парад;
·      выступление министра и других чиновников BSL;
·      ОТКРЫТИЕ выставки.
       Процедура довольно утомительная, все эти ожидания, пространные речи на непонятном тебе языке – хинди при жаре выше сорока по Цельсию. Но интересная, познавательная. Все происходившее не было похоже на наше, советско-союзное.
       Потом все разбрелись смотреть выставку цветов. И такого мы в Советском Союзе не видели! Цветы – цветы! В разных вариациях и картинах. Чудеса вокруг! Это нужно видеть!

       30 мая 1970 года.   Месяц уже живем в Бокаро. За это время довольно сильно изменился климат. Началась пора МОНСУН – муссонных дождей, продлится три месяца. (Муссо́ны, от фр. mousson). А сегодня был первый сильный дождь. Теперь мне не нужно будет крышу заливать водой. Прохладу принесёт монсун, он продолжится весь июнь, июль и август. Жара сменяется на парилку. Только в сентябре наступит благодатная погода.
     Суббота, провожали Сидоренко, начальника сталеплавильного комплекса от группы советских специалистов. У него командировка закончилась. Все воскресенье болел. Да всё потому что и виски, и джин, и пиво.
       3 июня 1970 года. Сегодня Сидоренко опять провожали, теперь уже индийская сторона. Вся процедура довольно интересная. Вначале пили кока-кола (coca-cola), потом говорили торжественные речи, потом ели сладости и горечи, потом пили чай с молоком.
     Ему подарили интересную посудину, очевидно для вина, в миниатюре, как украшение-сувенир. (По прошествии трех лет, когда провожали меня, и мне подарили точно такой же сувенир).
     Жареный петух в жопку клюём – в кровь как нужен английский. Переводчик на комплексе один на полтора десятка специалистов. Наконец Света таки нашла и купила мне Essential English. Это, здесь считают, лучшим из учебников для нас, балбесов. Начинаю потихоньку заниматься английским.
     На работе занимаюсь ерундой, отмечаю поступившие из СССР металлоконструкции в монтажных схемах. Нудная работа, но нужная.
Уже почти усвоил секреты (общественной) работы киномеханика. Вчера для всех вертел фильм «24-25» не возвращается». Сеанс прокрутил без замечаний. Теперь уже мне доверят крутить фильмы самостоятельно. Это и будет моей основной общественной нагрузкой.
     Почему-то переживать начал в связи с долгим, на мой взгляд, отсутствием ответов на мои письма. Почему же так долго нет мне писем? Уж второй месяц пошёл.

4 июня 1970 года.  Обеденный перерыв. Уезжает Сидоренко, Мусыхин, жена и сын Фисюка Саши. А нам еще долго-долго загорать под палящим солнцем Индии – хорошей, интересной страны.
«Мама! Я хочу домой!»
Проштудировал пять страниц 1-ой книги Essential English. Английским серьезно начал заниматься вчера, 03.06.1970 года. О как он мне нужен, этот язык.

11 июня 1970 года.  Сегодня днем уезжает тетя Лина Рыбакова с Сашей. Она отвезет письмо матери (это уже второе). Дядя Ваня остается сам. Он уедет в августе. Вот тогда мы перейдём в их квартиру на первый этаж. Нам это пообещали при заселении.

14 июня 1970 года.  Наконец пришла почта. Вчера и сегодня, все свободное время, посвятил ответам на письма и писанию новых, ряду товарищей и друзей. И мелькнула у меня такая мысль. Состряпать заметку о Саше Фисюк в нашу газетку «Азовстальстроевец». Нужно будет продумать и отдать этому вопросу много времени. И написать отличнейшим образом.
Заглавие: «Бескорыстие советского человека». А раскрыть такие темы:
·      Всё для быстрейшего ввода в действие объектов;
·      Все свои знания передать индийским специалистам;
·      Об общественной работе старшего киномеханика.
Я преклоняюсь перед таким Человеком!

18  июня  1970  года. Приехал специалист по высокопрочным болтам, бригадир монтажников из Макеевки. Он остаётся на Сталькомплексе, а меня перебросили на комплекс «СКЛАД СЫРЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОГНЕУПОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО». Там специалиста по монтажу металлоконструкций нет. А монтаж начался во-всю. Вот меня Романюк Евгений Петрович и востребовал к себе.
ССЫЛКИ К СТРАНИЧКЕ «ГДЕ БЫВАЛ»:
10=

3 комментария:

  1. Интересные истории! При встрече Вам было некогда рассказать. Спасибо, прочел с большим интересом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам большое за комментарий!
      Спасибо за слова тёплые и одобрение!
      Я, ведь, не писатель, я только учусь! И Ваши слова - бальзамом по душе! Так приятно. Спасибо! Носа бы не задрать. Нет, не должен. Но приятно-таки похвалы слушать.
      Жизнь прожита болькая и интересная. Пока получается и желание есть - буду непослушные буквочки выстукивать.
      Ваш дед Валентин.

      Удалить
  2. Спасибо вам большое за этот цикл рассказов. Была ребенком в Бокаро с 1972-1975. Отец работал на монтаже Слябинга. Мансуны помню. И Чандра продавца. Благодаря вам опять там побывала.

    ОтветитьУдалить