суббота, 10 ноября 2018 г.

ИНДИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!

ИНДИЯ – СТРАНА КОНТРАСТОВ
Индия приветствует нас!
                         Не сон ли это?
     Ну так вот, 27.04.1970 года полёт закончен мягкой посадкой и Индия встречает нас своим жарким гостеприимством. Формальности пограничные и таможенные завершены. Вещи наши погрузили носильщики в автобус. Автобус хороший, не расхлябанный, видавший виды автобус, какие мы потом видели на улицах Дели. Сами мы тоже сели в него и поехали по, настоящей уже, индийской земле.
ЗДРАВСТВУЙ ИНДИЯ!

Какое впечатление с первого взгляда?  Если ласково сказать – плохое. И на выходе из аэровокзала, и по дороге в гостиницу поражает довольно страшная бедность народа. Босые, грязные люди на улицах. Во всём убожество? Да нет. Вовсе нет! Но картина непривычная глазу, для меня угнетающая.
     Везли нас в гостиницу «AMBASSADOR». Проезжали мимо посольств различных стран Мира. Видели знакомые флаги: Канады, США, Великобритании, СССР и др.
     Приехали в гостиницу, расселились по номерам. Женщины и дети остались отдыхать и осваиваться, а нас, специалистов, отвезли в ГКЭС при посольстве СССР в Индии. До обеда мы выполнили всякие формальности: заполнили анкеты в ОК, сдали авиабилеты, стали на учёт в профкоме и месткоме. А после обеда получили деньги. (Носильщику я уплатил 20 рупий, а нужно было уплатить 2 рупии; деньги не чувствуются.) Вернулись в гостиницу.
     Наши семьи уже пообедали, дети успокоились. А взрослым предложено поехать в город. Хочется ведь хоть одним глазком посмотреть на Дели изнутри. Поехали!
     Приехали на главную торговую улицу старого Дели – Чанди-Чох. Нижний ярус – сплошные магазины. Ну, очень много магазинов. Присматривались, вникали, знакомились с жизнью этого человеческого муравейника, впервые в своей жизни пили  КОКА-КОЛУ.  Всё интересно, всё ново, всё непривычно, а главное, почти всё непонятно. Совершенно другая жизнь. В некоторых магазинах цены проставлены и, значит, торговаться бесполезно, это «правильные» магазины. А в большинстве магазинов можно торговаться, уступают.
     Это я сейчас, 40 лет спустя, когда у нас расцвел во всей красе этот дикий капитализм, и мы почти привыкли к подобному, многое воспринимаю спокойно. Но это сейчас, а ведь я вам рассказываю о днях моей молодости, о днях, когда мы гордились, что мы граждане Советского Союза. И, поверьте мне, в те минуты мне небыло страшно от увиденного, нет! Мне было просто не по себе. А может быть и страшно?! Скорее страшно!

Условия проживания в гостинице, по нашим меркам, очень хорошие, даже шикарные. Апартаменты, полы усланы коврами, кондиционеры, всякие там душевые и сортирные комнаты. Три раза шикарно кормят в ресторане при гостинице. Порции большие, но некоторые блюда чудные (супы тертые, молозиво, вторые блюда, состоящие как бы из двух – мясного и рыбного). Но всё вкусное.
     Спали ночь хорошо. По предписанному графику проснулись, долго собирались, опоздали немножко на завтрак, но нас накормили и даже очень хорошо. Пили ананасовый сок, ели какие-то каши, я уже не помню что там еще, но все вкусное и в достаточном количестве.
     Снова поехали со Светой на Чанди-Чох купить детям обувь. За эти две поездки посмотреть Дели, конечно, не успели. Так, беглое знакомство с жизнью улиц с этим необычным левосторонним движением, массой машин – рикш – велосипедистов.

28 апреля 1970 года, в 16.20 отбыли на поезде в Домбад, штата Бихар.  Bihar — штат на востоке Индии. Столица и крупнейший город — Патна.
     Ехали плоховато, потому что не на всех были забронированы места. Наша семья ютилась в двухместном купе. Но мы люди не гордые. Доехали.
       В Дханбаде нас встречали уже представители ГКЭС, собрали всех в кучу и отвезли автобусом в конечный пункт нашего назначения – Бокаро. Всю оставшуюся часть дня, 29 апреля, мы драили выделенную нам квартиру, а потом отдыхали.

О БОКАРО КРАТКО
     Бокаро  – это совершенно новое поселение, с построенными уже тремя жилыми секторами добротных, четырёхквартирных домов, со всеми коммуникациями и дорогами, и даже парками.
     Это был край джунглей Нагпура Chota. Самой близкой деревенской группой был Chas. Purulia был самым близким городом, и областью управлял Maharaja Кашипура. Деревня Укрипстала центром завода-гиганта.
     17 октября 1967 года в Бокаро приехала первая группа Советских специалистов и был вынут первый кубометр грунта.
     А вот уже 30 апреля 1970 года, состоялась первая наша поездка на строительную площадку, вновь сейчас уже прибывших. Увидеть  строительную площадку огромнейшего металлургического комбината с полным циклом; от приёма руды и всех сырых материалов, коксохимического производства, производства чугуна и стали, проката горячего и холодного, и даже цехов по изготовлению металлоконструкций – это-ли не ошеломляющая картина.
     И это всё строится одновременно и сразу. Только объехать такую огромную стройку нужно несколько часов. Дороги по строящемуся заводу проложены, как правило, уже проектные. Шёл период прокладки постоянных подземных коммуникаций. Вся территория завода – огромнейшая масса траншей и траншеек. Горы вынутого грунта. А на местах, где будут цеха – уже возведены фундаменты и, даже некоторые цеха начаты монтажом конструкций. Стройка в полном разгаре.
     После беглого знакомства с заводом, нас развезли по комплексам, где каждому быть. И вновь прибывших отпустили справляться  по хозяйству. Ездили в поселение Chas преобрести посуду. Когда ехали обратно – видели издали, как сжигают труп усопшего, на берегу реки.
Некоторые слова и выражения на память:
1).   Брахма – бог созидатель.
       Вишну – бог хранитель.
       Шива – бог разрушитель.
2).   Брахма – единый, всемогущий бог у членов общества «Брахмо Самадж».
3).  Бабу – господин. Обычно прибавляется к мужскому имени, для выражения почтения.
       Биби – госпожа. Обращение к женщинам из высших классов.