вторник, 29 октября 2019 г.

НАЧАЛО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ХЛЕБА

МОИ ПЕРВЫЕ ДЕНЕЖКИ ЗА ТРУД
     На свои хлеба, по-правдашнему, я пошёл уже поступив в техникум. Первая стипендия и была моим первым настоящим, кормящим меня, заработком. Подработки на погрузке и разгрузке вагонов, подработки на практике заводской, были большим подспорьем к стипендии. Однако, самой первой в моей жизни работой, за которую мне заплатили денежку, была работа контролёра на весовой Сенобазы города Лида. Тогда мне было 12 лет. Фотоаппарат мне купили на эти деньги. Ну конечно же я был рад.
     Переезд родителей жить на Украину, в Павлоград и моё поступление в Днепропетровский строительный техникум – это первые шаги перехоода на свои хлеба. Завершение учёбы в 1958 году в техникуме и … Я уже большой мальчик – специалист, жених, трудяга. Ну, а тут и нарисовался Мариуполь, он тогда носил имя Жданов. Монтажную практику проходили мы в СУ-112. В феврале месяце 1958 года попали туда. Год был холодный. Морозы иные дни были до 20 градусов. Снега намело по колено. Но нас тепло одели в управлении и мы спокойно могли работать на монтаже. Монтажник металлоконструкций – это круто!
МОНТАЖНИК ЗА ЭЛЕКТРОЛЕБЁДКОЙ НА КОЛОШНИКЕ ДП-5
     А потом начальник СУ-112, треста «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ», Марк Евсеевич Богатырёв, пригласил к себе работать. Первым моим объектом на монтаже металлоконструкций была Доменная печь №5 завода «Азовсталь». На практике монтировал воздухонагреватели. А когда уже приехал на постоянно работать – монтировал м/к собственно домны уже выше колошниковой площадки.
     Мариуполь для меня – родной город. В этом городе я взрослел, рос, старел и немножко не умер. В этом городе и родились мои первые хдеба, правдашние! 57 лет в Мариуполе прожил.

     ПЕРВАЯ ЗАРПЛАТА МОНТАЖНИКА
На улице с названием Торговая, ”преграждая” путь домой рабочему человеку, расположилась пивнушка «У Гитлера». Там мы, практиканты-монтажники, в начале марта 1958 года, чуток потратили свою первую зарплату. В Мариуполе действительно был, и даже долго жил свой «Гитлер».
Сергей Яковлевич Акопов 1952
Я попросил у него хлеба. Он серьёзно на меня посмотрел и произнёс: «Беры катлэта — адын хлэб».  Ну правда!
     Этот пивной буфет на улице Торговой, открылся после Войны. Заведовал (по-современному – был барменом) там Сергей Яковлевич Акопов (вернее – Акопян). Это был худощавый и по мне-таки, выше среднего роста, с темной седеющей шевелюрой, старик. Выглядел он за своей буфетной стойкой довольно представительно. Эти усики под огромным носиком – чистой воды фюрер. За эти «фюрерские» усики под внушительным армянским носом он и получил своё шутливое прозвище – «Гитлер». Поэтому с некоторых пор любители пива в округе стали говорить, что иду к «Гитлеру», приглашали друг друга к «Гитлеру», были у «Гитлера». Вот и я тоже бывал у «Гитлера».
«Дал бы тисяча рублэй (в то время – большие деньги), чтобы знат, какой зараза так на мине сказала», — говорил с кавказским акцентом наш «Гитлер».

     Вы не забыли, дорогие мои читатели, что я слепой? Ну так вот, конечно же,  смешным кажусь порой. Это точно. Я это ощущаю по затаённому молчанию моего собеседника. Я ему о жизни своей, или вот о том, что я знаю шесть языков, а он…  Так и брызжет из него улыбка. Да вот и Вы тайком улыбнулись. Я это чувствую.

     Чуток ещё о пивнушке. Пивнушка была самым примечательным заведением в центре города. Ибо каждого жаждущего с раннего утра и до позднего вечера там встречал с молчаливым достоинством тот самый ее заведующий.
     Занимала она две полутемных комнатушки. В первой находилась небольшая буфетная стойка, практически бездонная пивная бочка и всего три шатких столика для посетителей. А вторая комнатушка служила кладовой, посудомоечной и пристанищем Марии — помощницы заведующего (своеобразной «Евы Браун»), приученной все свои мысли, желания и эмоции выражать одинаково – молчанием.
     По вечерам здесь собирались компании, располагались основательно (чаще всего снаружи заведения, прямо на тротуаре), и пили степенно и помногу. Опоздавшим приходилось подолгу ожидать освободившиеся кружки, так как обычно шло повторение (хотя официально повторять разрешалось лишь один раз!).
     Большим почетом в пивной пользовались не чиновники (даже самого высокого ранга) и местные знаменитости заходящие туда иногда, а обладатели вяленой рыбы. Они могли приходить даже без денег и, делясь закуской, получать, конечно же, без всякой очереди, всё, что желали.
     А угостить гармониста — постоянного клиента — каждый считал своим долгом. Вечером его жене приходилось «транспортировать» музыканта домой обычно уже в невменяемом состоянии.
     Свежее пиво, водка и хорошая закуска были всегда. И летом все в городе зналм, что если даже пивзавод и закрывался на ремонт, но у «Гитлера» пиво будет. И оно там таки было!
     Каждую очередную бочку всегда открывали в присутствии посетителей, каждый получал по кружке, а затем заведение закрывалось на краткосрочный (технический) перерыв, после которого пиво уже почему-то начинало излишне пениться. Были недовольные, которые утверждали, что в пиво добавили дрожжи. «Гитлер» не подтверждал эти умозаключения, и не опускался до их опровержения. В конце концов, каждый имел право ожидать «отстоя» и «долива». При этом «Гитлер» никого не торопил – это делали за него те жаждущие, кто стоял в очередь сзади.
     Наш  буфетчик жалоб на произвол жен вообще не признавал.
«Нада бить мужчинай, — поучал он. — Каждый женщина должна знать свой места. Видишь маю?» – говорил он, имея в виду свою помощницу. «Когда мине нада – она ест, когда не нада – иё нэт»!

     Пивной буфет продолжал работать и после ухода Акопова на пенсию, но не долго. У другого заведующего и пиво, естественно, было уже другое! Дело у него явно не пошло, заведение закрыли, а помещение постепенно пришло в негодность без хозяина. А потом и пивзаводик, производивший доброе пиво заменили на новый, который конкуренции не выдержал.
фото: Олег Карпенко, «Старый Мариуполь»

ССЫЛКИ К СТРАНИЧКЕ «ВСЁ ОБО МНЕ»:

Комментариев нет:

Отправить комментарий