суббота, 28 сентября 2019 г.

ИНДИЯ, СТОПАМИ БУДДЫ

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА БУДДИСТА
   Работая в Индии нельзя не воспользоваться возможностью посетить куда-ни-есть побольше мест достопримечательных. Хотя понимаешь, что любой уголок Индии есть таким! Но всё же выбираешь – куда поехоть. Вот я первым выбрал маршрут вдоль Священной реки Ганг. Но получилось поехать сначала на побережье Индийског океана, желающих посетить Пури – Конарак, с его Храмом Любви, набралось больше.
     Только через месяц собралось нас пятеро, решивших озреть места, Будда по каким ступал. Заказали АМБАСАДОР, авто везущее пятерых пасажиров и ночью выехали в маленький городишко Гайя. Сотни паломников посещают эти места.

БОДХ-ГАЙЯ
     Ранним утром мы уже бродили у священного дерева-баньяна – Бодхи. Именно под этим деревом Сиддхартха Гаутама нашёл то, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби. И стали его называть Будда – «Познавший». Нет более священного места в Мире для буддиста, чем это.

     Здесь, в Бодхгайе, рядом с деревом Бодхи, находится очень высокая ступа, олицетворяющая собой достижение Буддой состояния Просветления. Вокруг огромное  количество меньших по размерам и совсем маленьких ступ. Известно, что еще при жизни Будды в Бодхгайе была маленькая ступа, Будда сам видел ее. А эта величественная ступа была установлена позже царем Ашокой и не была такой высокой, как сейчас. Однако, из поколения в поколение, буддийские цари делали ее все выше и выше.

     Во внутреннем помещении ступы, (вход совершенно свободен) мы увидели статую Будды Шакьямуни, а также темный каменный квадрат со старинными узорами. А раскопки, проведенные под этим камнем показали, что найденные предметы и золотые монеты, относятся к разным историческим датам времен до прихода императора Ашоки. А значит, что история этой ступы очень древняя.
     Увидели мы и «молящегося» человека. В скромных лёгких одеждах, сухощавого телосложения, мужчина падал на отполированную до блеска, тёмного дерева широкую доску. Он падал на руки свои и сразу же, без фиксации этого положения, скользя по гладкой доске, вытягивая руки, полностью ложился на доску. Замирал на какие-то доли секунды лёжа на доске. И вставал, довольно медленно, изгибаясь всеми частями тела. Принималась им поза греческой буквы Ω. Поза чуть присевшего человека, достающего ладонями пола. Ноги его и руки на отполированной доске, а задница вверху. Как будто его краном поднимают. Совершенно невообразимо, как человек так может встать. Просто чудо! Но я это видел. Вот посмотрите видео.
     Простирания распространенная практика у буддистов. Для этапа практики простираний надо сделать их 100 000 раз. Это занимает примерно три года. Обычно простирания делаются в священных для буддистов местах. Я это видел в Бодх-Гайе.
А
РУИНЫ МОНАСТЫРЯ НАЛАНДА
     Еще одна святыня - большой монастырский университет, существовавший тысячелетие тому назад. Его руины покоятся неподалеку от Бодхгаи. В те времена существовало три крупных университета, дающих образование по всем аспектам буддийского учения. Наланда особенно выделялся среди них. Чем же он был знаменит? Воспитанники Наланды получали образование с точки зрения всех философских школ - Вайбхашики, Саутрантики, Читтаматры, Мадхьямики; здесь также давались знания по Тантре. Все, что составляет учение Будды, было включено в программу этого монастырского комплекса, и каждый мог получить образование в соответствии со своим желанием. Более того, преподаватели разъясняли и небуддийские труды, а также обучали ремеслам и наукам, таким как грамматика, метафизика и другим. Когда человек выпускался из Наланды, он получал статус пандита - мудреца или того, кто имеет обширные знания. Важно отметить, что в Наланде были знатоки, которые пользовались уважением и со стороны не только буддистов.

САРНАТХ
     Следующим знаменитым местом, где мы побывали, был Сарнатх. Пригород Варанаси, расположен в 10 километрах от центра города. Место известно тем, что здесь Будда провел первую проповедь, своим первым пяти последователям.

     В Сарнатхе находится очень известная старинная ступа. Недалеко каменная колонна императора Ашоки. Именно на этой колонне установлено, лучше других сохранившееся навершие ЛЬВИНАЯ КАПИТЕЛЬ, чьё стилизованное изображение было объявлено в 1950 году национальной эмблемой Индии.
       Вокруг ступы, справа и слева, очень много старинных монастырей и храмов. Самый старинный из них, служащий центром этого святого места в Сарнатхе, узнаете по множеству золотых пластин, наклеенных паломниками, как  подношения. Развалины этого храма хранят подлинную историю жизни Будды. Недалеко стоит шриланкийский храм Махабодхи, основанный Анукрикой Дхармапалой. В нем хранятся мощи Будды Шакьямуни.


Будда Ша́кьямуни
     Будда – только прозвище. Шакья Муни – значит мудрец из рода Шакья. Отцом Будды легенда называет царя племени шакьев Шуддходану, жившего в своей столице Капилавасту.  Шуддходана был женат на двух дочерях соседнего царя колиев – народа, жившего на противоположном от шакьев берегу реки Рохини. Только на 45-м году супружества забеременела старшая из двух его жен, Майя. По времени положения, как того требовал обычай, собралась в дом своих родителей, чтобы там родить. Но по дороге неожиданно разрешилась мальчиком в роще Лумбини (нынешний округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш, в полутора километрах от границы с Непалом). Сыну, дали имя Сиддхартхи. Это и есть настоящее имя Будды. Но чаще называют его фамильным именем – Гаутама.
     Рождение Сиддхартхи отнесят к 560 – 557 гг. до н. э.
     Год его смерти к 480 – 477 до н. э.
     Мать будущего Будды,  королева Махамайя, умерла уже на седьмой день после родов, и воспитание его взяла на себя сестра покойной, Праджпати, растившая его с большой любовью.

     Молодой Сиддхартха уже на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой своей Язодхарой, дочерью царя колиев. Живи себе в радости. На его долю выпало все, что составляло идеал знатного кшатрия. Однако, взрослеющего юношу всё это не удовлетворяло: среди внешней роскоши, которой он был окружен, его серьезный и возвышенный ум с отвращением отворачивался от мирской суеты. Мысли будущего Будды были только о мировом несчастье и о том, как освободиться от этого несчастья.
     На десятом году супружества у него родился сын Рахула. Это событие было последним толчком, заставившим его привести в жизнь давно назревшее решение. Бегство Сиддхартхи – это самый трогательный эпизод из всей буддийской легенды о его жизни. Тихо подкрадывается он в опочивальню, где спят его жена и сын. Но рука матери покоится на головке ребенка, и Сиддхартха, боясь разбудить мать, не решается обнять его.
     Так, без прощания, оставляет будущий Будда жену и ребенка и один со своим возницей отправляется навстречу ночи, дарит вознице все свои украшения и поручает ему привезти своим родным весть о своем решении.

     В скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде от них узнать смысл великой загадки бытия. Но метафизика брахманов не могла удовлетворить его пытливый ум, не нашел он того, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби.

     Он оставляет своих учителей и направляется к лесам Урувелы (при Будда-гае). Это место связано с достижением Просветления. Именно эти шесть лет аскетической жизни в джунглях помогли осознать ему истину Срединного пути.
     Здесь, посвятив себя самому строгому аскетизму, жило уже пять других отшельников. Сидхарха, в течение шести лет подвергает свою плоть самому беспощадному умерщвлению. От прежнего Сиддхартхи, полного красоты и силы, остается одна только тень. Слава о его нечеловеческом самобичевании разносится далеко; сам же он, в то время как другие считают его уже на пути к спасению, чувствует себя все более несчастным.
     Наконец слабость доводит его до обморока. Придя в себя, он решает оставить избранный им ложный путь. Начинает принимать пищу, как все прочие люди и пятеро его товарищей уходят от него к священному городу Бенаресу, чтобы там продолжать предаваться умерщвлению плоти.
      Оставшемуся в одиночестве, Сиддхартхе предстоит еще самая тяжелая душевная борьба. Вечером одного из дней прибыл в Бодхгайю, сел под деревом Бодхи на траву куша. Затем он вошел в состояние медитативного сосредоточения - самадхи и на рассвете следующего дня, когда только начинает светать, достиг состояния Просветления. Весь мир содрогается и грозит обрушиться. Но благодать познания снисходит на него, наконец. Все ему становится ясным – он получает откровение, которое указывает ему смысл страданий и путь к спасению. Он твердо осознал принцип Срединного пути.

     Теперь он становится Буддой – «Познавшим», достигшим не только для себя, но и для всего мира того познания, которое ведет к спасению.


     Семь дней Будда в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей (ficus religiosa; по-сингалезски: дерево бо – древо познания; на санскрите: bodhi). Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепешки и мед. Он дает им взамен высшее, чем он обладает, – свое учение; и оба, Тапуса и Бхаллика, становятся его первыми последователями, они «приходят под защиту Будды и его учения».
     Однако на просветленного Будду находит сомнение, будет ли в состоянии недалёкий ум народной массы обнять великую истину. Но бог мира Брахма заставляет его возвестить миру свое учение, и Будда уступает: он идет в Бенарес, где пребывают его прежние пять товарищей по покаянию, и излагает им в «Бенаресской проповеди» основы своего учения – буддизма. Ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведет только средний путь. В широких чертах излагает он им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению. Пятеро учеников признали правильность суждений Будды и последовали за ним.

     С этого момента жизнь Будды наполнена поучением и обращением народа: небольшая община быстро увеличивается Но самым важным было присоединение к учению Будды Бимбисары, царя великого царства Магадха: в нем буддизм приобрел могущественного покровителя, и непосредственно за его обращением Будда уже десятками тысяч насчитывает своих духовных братьев.
     Из учеников Будды, стоявших к нему особенно близко, был двоюродный брат его Ананда. Он не блистал большим умом, но отличался нежной заботливостью и преданностью учителю.

     В течение 45 лет после того, как на него снизошло «озарение», Будда странствовал, поучая, по стране. И последователи его насчитывались уже многими тысячами.

     Тяжелая болезнь озадачила общину. Кто после смерти его будет руководителем. Будда указывает им на них же самих: «Будьте сами себе светочем, сами себе прибежищем и не ищите другого прибежища; учение должно быть вашим светом, вашим прибежищем, и не ищите другого прибежища».
     Последними словами Будды, обращённые к окружающим, были: «Истинно, о монахи, говорю вам: тленно все существующее, стремитесь без устали к совершенству». После этого существо его вступило в Нирвану. И спросили, как поступить: «Как поступают с останками короля королей, так должно поступить с останками Совершенного», – таков был ответ Ананды о способе погребения. Шесть дней продолжались приготовления; и, с большой торжественностью был зажжен погребальный костер Будды. Кости великого усопшего были собраны; со всех сторон стали требовать мощей, чтобы сохранить их в достойных мавзолеях («ступах»). Тогда решили разделить останки на восемь частей и раздать их главным государствам, в которых жил и учил Будда.

ТОЛКУ ДЛЯ
Три мировых религии – буддизм, христианство и ислам.
В веберианской традиции в число мировых религий включены индуизм (поскольку он является религией огромного культурного региона, а также источником буддизма), конфуцианство (поскольку оно является религией огромного культурного региона) и иудаизм (поскольку он является источником христианства и ислама).

Четыре великих святых места буддизма:
Лумбини – место рождения Будды Шакьямуни;
Бодхгайя – достижение Просветления;
Сарнатх – место первой проповеди (первый поворот Колеса учения);
Кушинагар – уход в Паринирвану.

БОДХИЧИТТА – УЧИТ ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО !!!
     Монах, рассказывавший нам о Будде и буддизме, на развалинах университета Наланда, много раз подчёркивал, что любой желающий понять учение, должн быть покорён Бодхичиттой. Однако взлелеять её в себе очень сложно, потому что когда мы говорим о Бодхичитте, то, прежде всего, принимаем приоритет счастья других живых существ перед нашим собственным. В каждом из нас присутствует себялюбие. Мы всячески заботимся о себе, добиваемся личного счастья и очень сильно любим себя. Бодхисаттве же - существу, практикующему Бодхичитту, присуща замена установки заботы о себе на установку заботы о другом.
Собрал для осмысления студент КРЖиВИ
ССЫЛКИ К СТРАНИЧКЕ «ГДЕ БЫВАЛ»:
15=

Комментариев нет:

Отправить комментарий